Мда

Sep. 24th, 2007 09:56 pm
tengu_crow: (Default)
[personal profile] tengu_crow


Полез за уточнением цитаты в "Обитаемый остров". В сети есть два текста - 71-го года и тот, что озаглавлен как "окончательный вариант романа, в редакции Бориса Стругацкого 1992г. В некотором смысле он же - первоначальный. Восстановлены сокращения и исправления, внесенные при первой публикации" с намеком, что изначально он был написан вот так, но злобные цензоры все отцензурили и подвергли АБС неимоверным репрессиям :)

В "советском" издании попадается на глаза следующий абзац. Там Зеф рассказывает Максу о причинах возможной войны.

Таких возможных причин было, по его мнению, по крайней мере, три. Может быть, они действовали все разом, а может, преобладала какая-нибудь одна. ...Другая возможная причина -- колониальный вопрос. Рынок сбыта, дешевое сырье, рабы -- все, во что могут вложить наличные капиталы Огненосные Творцы.

Ого. По Марксу, конечно, но актуально до сих пор. Думаете Неназываемый Светоч Демократии искал в Ираке химическое оружие? :)

Все хорошо, но я любитель Вопросов Которые Неудобно Задавать Вслух. Стало интересно, а что было "в начальном варианте", на который как гласит википедия "было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке«Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля)"... Читаем.


Таких возможных причин было, по его мнению, по крайней мере три. Может быть, они действовали все разом, а может быть преобладала какая-нибудь одна. ...Другая возможная причина - идеологическая. Государственная идеология в Стране Отцов построена на идее угрозы извне. Сначала это было просто вранье, придуманное для того, чтобы дисциплинировать послевоенную вольницу, потом те, кто придумал это вранье, ушли со сцены, а наследники их верят и искренне считают, что Хонти точит зубы на наши богатства. А если учесть, что Хонти - бывшая провинция старой империи, провозгласившая независимость в тяжелые времена, то ко всему добавляются еще и колониалистские идеи: вернуть гадов в лоно, предварительно строго наказав...

Прокол. Конечно, может быть в те времена АБС и были в душе "ярыми антисоветчиками", но... но в таких выражениях про СССР начали писать уже в конце 80-ых, начале 90-ых. Конкретнее - после вывода войск из Афганистана в 89-ом. Вышеприведенный абзац - один-в-один перестроечный штамп. Сам оборот "идеологическая причина" и "государственная идеология" - именно из тех времен и бросается в глаза, как Д'Артаньян рассуждающий о сексуальной революции или фрейдистском либидо.

Кроме того, даже ярый антисоветчик должен понимать, что в СССР 70-ых годов публиковать книгу с подобным абзацем - все равно что сделать положительным главным героем рейхсфюрера СС. Естественно, ни то ни другое до публикации не доживет. Поэтому, в то, что такой текст мог быть в "авторском варианте", который правила "кровавая гэбня"(tm) верится очень слабо.

В общем, заказ (сознательный или бессознательный) "на злобу дня" виден невооруженным взглядом. Наслаждаюсь исключительной красотой хода великих пейсателей. В "Свадьбе в Малиновке" было достаточно со сменой власти вовремя спрятать буденовку. Сейчас все еще проще - нужно только вовремя подсуетится. Объявить себя "антисоветчиком в душе". Опубликовать "новую редакцию" (зашел на Либ.Ру и с удивлением насчитал уже четыре "новых редакции" книг АБС) своих творений и продолжать снимать пенки и стричь купоны, но уже как "жертва режима" и "борец за права человека". Просто, комфортно и небездоходно. Сытно в конце-концов.

Date: 2007-09-24 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kosicca.livejournal.com
ты наверно читал, но на всякий случай. http://www.lib.ru/STRUGACKIE/comments.txt

вот цитата оттуда:
Очень хорошо помню, как обескураженные и злые мы говорили друг другу:
"Ах, вы не хотите сатиры? Вам более не нужны Салтыковы-Щедрины? Современные
проблемы вас более не волнуют? Оч-чень хорошо! Вы получите бездумный,
безмозглый, абсолютно беззубый, развлеченческий, без единой идеи роман о
приключениях комсомольца XXII века..."

может совпадение случайно?

Date: 2007-09-24 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] tengu-crow.livejournal.com
Ага :) Как раз просматривал повторно, перед тем как закинуть пост :)

Quote:
может совпадение случайно?


Черт его знает. У меня не столько доказательства, сколько ощущения. И, вообще, дико не люблю заниматься подобными раскопками. Начинаю казаться сам себе фольк-хисториком. Но... при всем при том, "советский" вариант читается на одном дыхании, а "авторский", ну... мне вот так же скучно было смотреть "Штрафбат". Те же потуги на "окопную правду" и "злой СССР". Если КГБ действительно так зло порезало "авторский" вариант, что получился "советский" - им надо писать фамилии цензоров в соавторство :)

Почти наверняка в те времена АБС потрепали нервы с цензурой - нервы тогда трепали всем. Но я сомневаюсь, чтобы правка заходила дальше каких-нибудь мелочей вроде смены Гвардии на Легион. А вот все "идеологические" моменты были вставлены уже сейчас. Ибо "есть спрос". Да... и не особо верится что их "преследовали". По книгам преследуемых не ставят фильмов, именами преследуемых не называют планеты :)

ЗЫ А "Обитаемый остров" я люблю, как пожалуй и весь сериал о Мире Полудня. В старой редакции :)))

ЗЫЫ Наверное, заметка должна смотреться со стороны довольно злобно :)

Date: 2007-09-25 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] kosicca.livejournal.com
да, смотрится злобновато(дурацкое слово)
первой моей реакцией было "не трожь святого" ))))
а так черт его знает, чего они там хотели.

вообще со школы не люблю рассуждений на тему "что имел в виду автор"

может и вставляли идеологию, но мне в это не хочется верить

Date: 2007-09-25 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] un-welcome.livejournal.com
забавно.
нужно почитать "новую редакцию"
старая мне очень нравится...
"Даешь цензоров в соавторы!" :-)

Date: 2007-09-25 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] d7s.livejournal.com
Можно предположить, что отцензуренные фрагменты у них нигде не сохранились и они восстанавливали их по памяти, соответственно, переформулировав в современных терминах и понятиях.

Я, честно говоря, считаю "Мир Полдня" самым неудачным циклом. Целиком. "бездумный,
безмозглый, абсолютно беззубый, развлеченческий, без единой идеи роман о
приключениях комсомольца XXII века"? Близко :)

Date: 2009-01-16 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] sublieutenant.livejournal.com
"Конечно, может быть в те времена АБС и были в душе "ярыми антисоветчиками"

В том и проблема современных "приближателей к действительности" - АБС и в то время и после были весьма убежденными "советчиками", причем куда более радикальными, чем позволено было быть цензурой.

Поэтому "Остров" в изложении БС (только сегодня! без советской цензуры!..) напоминает "рассекреченные архивы КГБ" и вызывает только невеселую ухмылку :)

Date: 2009-01-19 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] tengu-crow.livejournal.com
Угу. Наткнулся на интервью БС (http://www.kp.ru/daily/24224.5/426649/) Стало серьезно не посебе. Такое же впечатление было, когда читал постперестроечные заметки Игоря Можейко (ака Кир Булычев). Не знаю :( Такое впечатление, что в 90-ые их всех подменили :(((

Date: 2009-07-06 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] un-welcome.livejournal.com
мдя уж...

June 2025

S M T W T F S
123456 7
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 30th, 2025 11:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios