tengu_crow: (Default)
[personal profile] tengu_crow
В субботнем митинге самым интересным для меня будет то, что произойдет в воскресенье. С одной стороны - ситуация выглядит намного более цивилизованной (с обеих сторон), чем у нас в 2004-ом. Оппозиция слаба и у нее нет толковых и харизматичных лидеров (и позитивной программы). Если Навального таки выдвинут в президенты - это будет еще почище, чем Охлобыстин. С другой - по тому же 2004-ому хорошо известно, что ситуация умеет развиваться от плохого к худшему молниеносно.

Главное, о чем хочется написать - импровизаций не бывает. По интернетам сейчас уже курсирует ссылка на то, что сайты "белой ленточки" были зарегистрированы за несколько месяцев до. А мне всегда вспоминается пост-майданное интервью Давида Жвании (одного из организаторов Майдана) "Зеркалу Недели". К тому моменту, как давалось это интервью, все уже успели здорово разочароваться в новой власти, поэтому "завхоз Майдана" был предельно откровенен. Я уже приводил цитаты из этого интервью - но на "Зеркале Недели" его убрали (видимо за давностью), поэтому приведу здесь самый интересный кусок. Обратите внимание на детали - насколько заблаговременной была подготовка, наличие креативной группы етс етс. У меня после такого интервью не осталось ни малейших иллюзий.




Идея Майдана родилась во время акции “Украина без Кучмы”, то есть примерно пять лет назад. Тогда нам стало понятно, что путем прямых выборов изменить власть в Украине невозможно. Постсоветская система государственного управления, существующая в Украине, не уступит своих позиций: она будет трансформироваться, мутировать, но власть не отдаст. Мы решили идти другим путем. Исходили из того, что в Европе начала XXI века революции проходить могут, но только в форме мирных акций протеста. Прежде всего был избран цвет — оранжевый, веселый, где-то даже буддистский. Утверждение цвета проходило в долгих спорах, потому что на тот момент бело-голубое солнышко было более креативным, чем оранжевый фон с подковкой.

Подготовка к Майдану была длительной. Мы закупали оранжевую ткань эшелонами. Столько красителя не было во всей Европе: такой большой заказ на материал для флагов, баннеров, плащей, курток, футболок, шапочек, шарфиков, зонтиков никто и не мог предсказать. Цифры сейчас кажутся невероятными: только оранжевых ленточек было роздано 116 миллионов, и еще не хватало, многие делали их себе сами. Флажков еще за две недели до Майдана было произведено 60 миллионов. Палаток было закуплено изначально 3900, из них больших — 470 штук. И все они были установлены! Апельсинов закупили, помню, 74 тонны. Когда апельсины на всех базах закончились, в ход пошли 10 тонн мандаринов. Раздавать фрукты было приятнее, чем вручать людям бумажки с обещаниями — источник витаминов, мгновенное удовольствие. Где-то на десятый день Майдана шапочки и шарфики стали продавать: все фабрики, выполнившие наш заказ, пустили в производство дополнительные партии. Дальше пошла народная самодеятельность: к примеру, появились оранжевые елки, страшненькие (мне лично они напоминали о рыжем чернобыльском лесе), но пользовались популярностью.

Креативная группа выполнила главное условие — никакой агрессии. Даже песенки в первые дни Майдана пели детские — про оранжевое небо и оранжевую маму, оранжево поющую оранжевым ребятам оранжевые песни… Психоаналитики (к слову, все украинские — никаких иностранцев), имеющие хотя бы теоретическое представление о поведении масс, разрабатывали программу, как поддерживать это оранжевое настроение. Впрочем, приезжие успешно поддерживали его сами, в том числе мифами и легендами. На Майдан я приходил обычно в час ночи, тогда там начиналась самая активная жизнь, и обходил все “болевые точки”. Однажды у Кабинета министров встретил организованную группу из городка Хырив Львовской области. Ее участники заявили, что приглашены самим Ющенко и намертво стоят на занятой позиции. Все мои попытки объяснить, что левое крыло Кабинета министров, которое они оккупировали, — это Министерство финансов и оно должно работать даже в дни борьбы, заканчивались плачевно. “Нам здесь стоять Ющенко поручил” — и все тут. Более того, говорят: “Он здесь был час тому назад, сказал: стойте на этом месте, никуда не уходите, я вам верю, поэтому доверяю этот подъезд”... Я подошел к одному из приезжих, священнику, и спрашиваю: “Вы, святой отец, скажите, ведь ваши земляки фантазируют?!”. “Да”, — отвечает он. “Но почему?!”. “Вы понимаете, Давид, — отвечает священнослужитель, — тут такая конкуренция!”

Да, меня называют “завхоз Майдана”, но на самом деле я просто как бы организовал условия, в которых люди собрались вместе. А завхоз я бесхозяйственный: с самого начала акции настоял на том, что ничего с Майдана не надо забирать, складировать, инвентаризировать. Как его собрали, так и разберут: народ палатки ставил, и не мне их складывать. Пусть каждый, если хочет, что-то возьмет себе на память — палатку, лопатку, флаг или куртку. Так и вышло. Разве что дома осталась моя пара пластиковых очков с оранжевыми стеклами — таких было всего 200 тысяч штук. Я их ни разу и не надел. Да, пожалуй, и не надену.


(с) Давид Жвания
"Мое покаяние — это новый майдан". "Зеркало недели", №44, 18-24 ноября 2006



upd: стоило запостить этот пост в открытом виде - сразу три спаммерских коммента. Не удивляюсь, что ЖЖ лагает. Происки Кремля, да.
upd2: главного не написал - желаю всем френдам, которые будут в субботу на митинге как минимум вернуться домой живыми и здоровыми. Как по мне - это самое важное. Политики приходят и уходят - а френды остаются.

June 2025

S M T W T F S
123456 7
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 29th, 2025 11:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios